Какое кино можно смотреть детям?

Какое кино можно смотреть детям?

Большинство трейлеров начинается с указания рейтинга фильма на зеленом (для «взрослых» на красном) фоне

Индустрия кино развивается стремительными темпами, и нет оснований полагать, что в обозримом будущем ее рост остановится или хотя бы замедлится. 

Значительную долю кинозрителей составляют дети и подростки, а значит, индустрия нуждается в регулировании и установлении возрастных ограничений. Однако определять, какие фильмы детям можно смотреть, а какие нельзя, остается задачей родителей. Для этого и создаются рейтинговые системы оценки. 

5.jpg

Ремейк советского фильма «А зори здесь тихие...» получил, как и оригинальная картина, прокатный рейтинг 12+


В США рейтинговая система существуют уже много лет. В России такая система появилась в 2012 году, когда вступил в силу федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

В первой статье мы попробуем разобраться, как появилась и развивалась система возрастных ограничений в США, а также что необходимо знать родителям, оценивая пригодность того или иного фильма для ребенка.

Рейтинговая система в США

Самая известная в мире система рейтингов создана Американской киноассоциацией (MPAA — Motion Picture Association of America) в 1968 году. Государство не имеет к этой системе никакого отношения и никак не влияет на Голливуд. Таким образом, киноиндустрия в США успешно саморегулируется и продолжает эффективно работать на крупнейшем в мире рынке.

Вопрос о контроле над кинопроизводителями возник еще в начале ХХ века. Предшественником MPAA была Ассоциация кинопродюсеров и дистрибьюторов Америки. В 30-е годы прошлого века пост главы Ассоциации занимал консервативный республиканец Уильям Хейс. Под его руководством был принят неофициальный свод правил, известный как «кодекс Хейса».


7.jpg


От «кодекса Хейса» пострадала культовая «Касабланка». Из фильма были изъяты все упоминания о внебрачной связи героев

Кодекс Хейса

Фактически кодекс систематизировал цензуру в кино, вводимую отдельными штатами по требованию обеспокоенных родительских комитетов и религиозных общин.

«Кодекс Хейса» запрещал картины, подрывающие нравственные устои зрителей. Например, запрещалось показывать религию в негативном свете, а священник не мог быть злодеем или комическим персонажем. Кодекс не допускал изображать преступников и злодеев таким образом, чтобы они вызывали симпатию зрителей.

«Сцены страсти» (по тем временам под этим подразумевались лишь поцелуи и объятия) допускались только в ключевых сюжетных эпизодах, их длительность и откровенность были строго ограничены.

Альфред Хичкок виртуозно обходил ограничения «кодекса Хейса». В фильме «Дурная слава» герои ни разу не нарушают «правило 3-секундного поцелуя», хотя вся сцена длится 2,5 минуты

Согласно кодексу, высшими ценностями являлись брак и семейная жизнь, а внебрачные отношения, пусть и уместные по сюжету, должны были представляться как недостойное поведение.


С 1934 года разрешительная виза Ассоциации стала обязательной. Фильмы не соответствующие кодексу можно было снимать, но они не имели шансов попасть даже в ограниченный прокат. Такие фильмы просто не допускались в кинотеатры, принадлежавшие членам Ассоциации — то есть почти во все кинотеатра Америки.

8.jpg

Уже в 1959 году авторы знаменитой комедии «В джазе только девушки» просто проигнорировали требования Ассоциации


В 60-е годы «кодекс Хейса» безнадежно устарел, Голливуд уже не мог конкурировать с хлынувшими в Америку фильмами итальянского неореализма и французской «новой волны».

Система рейтингов Американской киноассоциации (MPAA)

В 1968 году MPAA заменила «кодекс Хейса» системой рейтингов, которая в общих чертах сохранилась до сегодняшнего дня.


Краткое описание категорий MPAA с примерами даст представление, какие фильмы детям можно смотреть, а какие нет:

·         G — General audiences («Король лев», «Хатико»). На фильм с рейтингом G допускаются зрители любого возраста. В фильме с таким рейтингом нет ни одной сцены, которая могла бы хоть каким-то образом повлиять на детскую психику. 

·         PG — Parental guidance suggested («Назад в будущее», «Гарри Поттер и философский камень»). Детям рекомендуется смотреть фильм с родителями. В фильме может в очень ограниченной степени присутствовать нагота; могут быть использованы лёгкие ругательства и представлены сцены умеренного насилия.

·         PG-13 — Parents strongly cautioned («Интерстеллар», «Форрест Гамп», «Властелин колец»). Дети до 13 лет допускаются на фильм только с родителями. В фильме показано умеренное или грубое насилие, можно услышать единичные употребления грубых ругательств; возможны ситуации с сексуальным контекстом.


9.jpg


«Гарри Поттер и Кубок огня» был первым фильмом серии о юных волшебниках, получившим рейтинг PG-13 (до этого был только PG) 

·         R — Restricted («Побег из Шоушенка», «Криминальное чтиво», «Гладиатор»). До 17 лет обязательно сопровождение родителя. В фильмах с этим рейтингом часто звучит непристойная лексика, присутствуют продолжительные сцены насилия, секса или употребления наркотиков. В 2009 году фильмы с рейтингом R были запрещены для просмотра детям до 12 лет, даже в сопровождении родителей.


10.jpg


Изначально в «Убить Билла» не было черно-белых сцен, но для получения рейтинга R некоторые эпизоды пришлось обесцветить

·         NC-17 — No One 17 & Under Admitted («Нимфоманка», «Жизнь Адель», «Мечтатели»). Просмотр для лиц до 17 лет запрещен. Фильм содержит откровенные сексуальные сцены, большое количество непристойной лексики или сцен чрезмерного насилия. Однако этот рейтинг не означает, что фильм является порнографическим.


11.jpg


Келли Марсель написала сценарий «Пятидесяти оттенков серого» для рейтинга NC-17. Студия Universal два раза вынуждала ее переписывать сценарий, чтобы фильм смог получить рейтинг R


Плюсы и минусы


Система рейтингов MPAA возникла под влиянием изменений моральных ориентиров и потребностей зрителей. Это результат взаимодействия общества и крупных кинопроизводителей, основанный на открытом диалоге заинтересованных сторон.


Независимые продюсеры часто критикуют MPAA за предвзятость. По их мнению, независимому фильму сложнее получить мягкий прокатный рейтинг. Однако даже Квентин Тарантино признал, что рейтинговая система MPAA — лучшая альтернатива государственному контролю.


Большинство фильмов по комиксам имеет рейтинг PG-13


Однако у американской рейтинговой системы существует и оборотная сторона. Кино — это многомиллиардный бизнес, а главное в бизнесе — прибыль. Голливудские продюсеры не готовы отказаться от денег и потерять детскую и подростковую аудиторию. Для этого они делают все, чтобы кино получило максимально мягкий рейтинг. В результате большинство фильмов в прокате имеет «детский» рейтинг PG-13, а это не всегда хорошо. 


Звонок — для учителя, рейтинг — для родителя


Важно помнить, что сама по себе рейтинговая система не защищает, а носит только информационно-рекомендательный характер. Кроме того, интернет и торрент-трекеры позволяют легко обходить любые возрастные ограничения, поэтому каждый родитель должен разбираться в рейтингах и хранить бдительность.


Знание системы рейтингов голливудской продукции пригодится как для общего развития, так и при выборе фильма на вечер.

По материалам ИТ-портала «Мы ESET»

17 августа 2016